Константин Константинович Арцеулов

Испытаний и достижений, выпавших на долю Арцеулова, хватило бы на несколько жизней, но он сумел объединить их в одну. С юных лет «заболев» небом, тринадцатилетним подростком уже поднимался в небо на планёре собственной конструкции. В 1911 году получил диплом лётчика. Годом позже был призван в армию, служил в кавалерии. На Первой мировой воевал на «Фармане», «Ньюпоре» и трофейном «Альбатросе СIII», который использовал для разведки. Собранные им данные пригодились при подготовке Брусиловского прорыва в 1916 г. Сам Арцеулов провёл 7 воздушных боёв с аэропланами противника, за что был награждён орденами и Георгиевским оружием. Однажды, по ошибке, был даже объявлен погибшим, когда на большой высоте был сбит и погиб подшефный Арцеулова прапорщик Шарапов.

 

В том же 1916-м Арцеулов впервые в мире сумел победить штопор - грозное явление, которое в те годы практически неминуемо вело к гибели лётчика. Свои теоретические выкладки он решил доказать на практике, дважды намеренно введя самолёт в штопор и затем дважды выведя его в горизонтальный полёт. Учитывая отсутствие парашютов, неудачный эксперимент грозил обернуться гибелью. Можно только гадать, сколько жизней спасли смелость и расчёт Арцеулова.

 

Позже назначен в Московскую высшую школу красвоенлётов на Ходынке, стал наставником Чкалова и первым советским испытателем. Именно Арцеулов опробовал в небе первый истребитель конструкции Поликарпова И-1, он же ИЛ-400. Неоднократно получал травмы, снимал гипс - и вновь возвращался в кабины самолётов.

 

В начале 1930-х Арцеулов перешёл в гражданскую авиацию, занимался аэрофотосъёмкой и ледовой разведкой, исследовал трассу будущего Турксиба. В 1933-м представлен к званию заслуженного лётчика, но вскоре по ложному обвинению выслан на четыре года в Архангельск. В ссылке работал мотористом на катере. В 1937 году у Арцеулова закончился срок ссылки, но на 10 лет он оставался «поражённым в правах» и до 1942 года не мог выезжать за пределы Архангельской области. Затем ему разрешили поселиться в Можайске и только в 1947 году — в Москве. Реабилитировали его лишь в 1956 году.

 

Удивительным образом Константин Константинович не пал духом, даже когда понял, что в авиацию вернуться ему более не суждено. И тогда он занялся творчеством, оформив более 50 книг и 240 номеров журнала «Техника — молодёжи», в редакции которого работал ведущим художником. Также иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Был членом Союза журналистов СССР.

 

Создаётся впечатление, что Арцеулов буквально парил над невзгодами, не позволяя им овладеть собой и сохраняя удивительное внутреннее спокойствие и крепость духа. Которые как и много лет назад пригодились ему во время легендарной победы над штопором.